Антипробуксовочные системы
Антипробуксовочные системы
- Антипробуксовочная система
- Принцип работы антипробуксовочной системы
- Видео: Работа противобуксовочной системы
Антипробуксовочные системы служат для предотвращения проскальзывания ведущих колёс автомобиля.
Ранее антипробуксовочная система использовалась на болидах Формулы-1. Впервые её применила команда Ferrari еще в 1990 году, однако в 2008 году организаторы гонок приняли решение о полном запрете системы, исходя из того, что управлять болидом должен только гонщик.
Системы разных производителей имеют собственные торговые названия:
- ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation) – название системы у Mercedes, Volkswagen, Audi и др.;
- ASC (Anti-Slip Control) и DTC (Dynamic Traction Control) – BMW;
- A-TRAC (Active Traction Control) и TRC (Traking Control) – Toyota;
- DSA (Dynamic Safety) – Opel;
- ETC (Electronic Traction Control) – Range Rover;
- ETS ( Electronic Traction System) – Mercedes;
- STC (System Traction Control) – Volvo;
- TCS (Traction Control System) – Honda.
Антипробуксовочная система
Несмотря на большое количество наименования, все перечисленные противобуксовочные системы имеют схожие конструкции и принцип работы, поэтому их работа нами будет рассмотрена на примере самой распространенной – системы ASR.
Для того чтобы понять как работает система нужно напомнить, что автомобиль перемещается по дороге благодаря сцеплению колес с дорожным покрытием. При недостаточном сцеплении с дорогой, например, если она скользкая или влажная, возникает пробуксовка, из-за чего динамика разгона теряется, ухудшается управляемость и повышается возможность заноса автомобиля. В связи с этим в основу работы системы положен принципы контроля скорости вращения колеса. Если колесо при разгоне вращается слишком быстро и возникает пробуксовка, то система предпринимает корректирующие действия.
Основой антипробуксовочной системы служит антиблокировочная система тормозов. Система ASR выполняет 2 функции:
- электронную блокировку дифференциала
- управление крутящим моментом ДВС
Рис. Схема антипробуксовочной системы ASR: 1 – компенсационный бачок; 2 – вакуумный усилитель тормозов; 3 – датчик положения педали тормоза; 4 – датчик давления в тормозной системе; 5 – блок управления; 6 – насос обратной подачи; 7 – аккумулятор давления; 8 – демпфирующая камера; 9 – впускной клапан переднего левого тормозного механизма; 10 – выпускной клапан привода переднего левого тормозного механизма; 11 – впускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 12 – выпускной клапан привода заднего правого тормозного механизма; 13 – впускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 14 – выпускной клапан привода переднего правого тормозного механизма; 15 – впускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 16 – выпускной клапан привода заднего левого тормозного механизма; 17 – передний левый тормозной цилиндр; 18 – датчик частоты вращения переднего левого колеса; 19 – передний правый тормозной цилиндр; 20 – датчик частоты вращения переднего правого колеса; 21 – задний левый тормозной цилиндр; 22 – датчик частоты вращения заднего левого колеса; 23 – задний правый тормозной цилиндр; 24 – датчик частоты вращения заднего правого колеса; 25 – переключающий клапан; 26 – клапан высокого давления; 27 – шина обмена данными.
Противобуксовочная функция в системе реализована путем использования насоса обратной подачи и двух дополнительных электромагнитных клапанов (переключающего и клапана высокого давления) в гидравлическом блоке ABS каждого ведущего колеса.
Система ASR управляется соответствующим программным обеспечением, установленном в блок управления ABS. Во время работы блок управления ABS/ASR находится во взаимодействии с блоком управления системы управления двигателем.
Принцип работы антипробуксовочной системы
Работа системы ASR построена так, что пробуксовка колес предотвращается при любой скорости движения автомобиля:
- при скорости движения до 80 км/ч контроль крутящего момента обеспечивается путем подтормаживания ведущих колёс;
- при высокой скорости (более 80 км/ч) регулировка усилия происходит путем понижения крутящего момента передаваемого от ДВС.
От датчиков частоты вращения колес блок управления ABS/ASR полчает информацию о:
- скорости движения автомобиля (на основании угловой скорости неведущих колёс);
- характере движения автомобиля – прямолинейное или криволинейное (на основании сравнения угловых скоростей неведущих колёс);
- угловом ускорении ведущих колёс;
- величине проскальзывания ведущих колёс (на основании разницы угловых скоростей ведущих и неведущих колёс).
Тормозное давление и крутящий момент двигателя изменяются блоком управления ABS/ASR в зависимости от текущего значения указанных выше эксплуатационных характеристик.
Изменение тормозного давления осуществляется в три рабочих цикла:
- Первый цикл – увеличение давления тормозной жидкости в контуре с помощью включения насоса обратной подачи, закрытия переключающего клапана и открытия клапана высокого давления. Указанные действия приводят к торможению ведущего колеса.
- Второй цикл – удержание давления, что достигается путем выключения насоса обратной подачи.
- Третий цикл – сброс давления при окончании проскальзывания путем открытия впускного и переключающего клапанов.
- При необходимости указанные циклы повторяются.
Необходимая величина крутящего момента вычисляется блоком управления противобуксовочной системы и фактическое его значение изменяется блоком управления системы управления двигателем на основании информации о:
- проскальзывании ведущих колес, которая поступает от датчиков угловых скоростей
- фактическом крутящем моменте, которая поступает от блока управления двигателем
Изменение крутящего момента происходит путем:
- изменения положения дроссельной заслонки;
- пропуска впрыскиваний топлива в системе впрыска;
- пропуска импульсов зажигания или изменения угла опережения зажигания в системе зажигания;
- отмены переключения передачи в автомобилях с автоматической коробкой передач.
О срабатывании противобуксовочной системы водителю сигнализирует соответствующая контрольная лампа на приборной панели. Система предусматривает возможность своего принудительного отключения. В таком случае повороты автомобиль будет проходить со скольжением, но антиблокировочные функции будут сохранены.
Видео: Работа противобуксовочной системы
Метки: Безопасность