Как стать проектировщиком без опыта?

Перед Вами продолжение статьи "Как стать проектировщиком без образования?", в которой мы постарались дать развернутое обоснование тому утверждению, что на самом деле для вступления в должность инженера - проектировщика специалисту совсем необязательно иметь диплом ВТУЗ.

Мы бы хотели со своей стороны посоветовать сначала ознакомиться с уже приведенными доводами, потому что все последующие утверждения будут положены на логику из предыдущей части.

Как же стать проектировщиком самостоятельно? На самом деле это не так и сложно, как кажется.  Это не высшая математика, это не что-то запредельное, это вполне доступно для понимания. Я сам собой являю живой пример правдивости указанных утверждений. 

Безусловно, личный опыт по умолчанию субъективен и аргумент из него в общем то неважный, но я все-таки приведу его здесь , но не как доказательство, а просто в качестве иллюстрации.

Субъективный личный опыт.

В 2004 году я получил диплом инженера АСУ ТП и пару лет занимался только лишь автоматизацией. Впоследствии я окончательно и бесповоротно ушел в полноценный фриланс, но быстро столкнулся с тем фактом, что проектировать одну лишь автоматику в финансовом плане не так интересно, как это казалось изначально.

Необходимо было расширять список компетенций, и тогда я взялся за проектирование раздела АПС (пожарная сигнализация), ведь кто-то мне сказал что это просто.

Как это вообще делается я тогда не имел ни малейшего понятия. Всё мое окружение было далеко от проектирования. Тематических форумов тогда было не так много, но даже для того, чтобы что-то у кого-то спросить, нужно было сначала понять, что именно спрашивать.

Однако у меня получилось в короткий срок разобраться в том, как в целом проектируются решения по пожарной сигнализации, и аналогичным образом я научился разрабатывать решения и по остальным слаботочным системам.

Как я поступил. Я скачал примерно 20 проектов по "пожарке" и просто проанализировал те решения, которые были в них приведены.

В хороших проектах всегда есть подробная пояснительная записка, описывающая алгоритм принятия решений, поэтому оставалось только понять, чем руководствовался проектировщик в данном случае и повторить это целеполагание на своем объекте, желательно без ошибок. 

Безусловно, большинство найденных подобным образом решений можно было просто копировать, не задумываясь, но здесь весь смысл был в другом - в обучении проектированию этих систем.

Классическая система обучения в высших учебных заведениях построена в направлении от общего к частному - сначала обязательный массив ненужной информации, и только на последних курсах вся та конкретика, ради которой абитуриент вообще поступил в этот ВТУЗ.

Я же делал всё наоборот, ведь мне эта конкретика нужна была с самого начала. Сперва ее количество было ничтожным, но со временем оно неизменно возрастает, поэтому профессионалом здесь можно стать за куда более короткий срок.

Проба пера

Если Вам интересна профессия и Вы видите себя в ней, но опыта у Вас нет или его недостаточно, то почему бы не попробовать поступить так же, как когда-то поступил я.  Проектов в сети предостаточно, можно легко составить впечатление.

И это лучше бы сделать до того, как приступать к каким-либо активным действиям, если Вы их для себя наметили. 

Начать стоит со слаботочных систем, потому что это наипростейшие инженерные разделы, проще уже некуда.  Лучше начинать с анализа проектов маленьких магазинов, офисов и переходить уже к более крупным объектам, потому что начав сразу с крупных Вы, вероятно, ими же и закончите. 

А если Вы поймете, что для Вас всё это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд, то наверняка осознаете и то, что ради обучения всем этим вещам даже не обязательно учиться на курсах, не говоря уже о получении профильного высшего образования, которое, как мы выяснили это в первой части статьи, почти нигде и не дают.

Остальные разделы проектной документации намного сложнее и ответственнее, поэтому научиться их разрабатывать таким же образом не получиться. 

Если же не брать в расчет слаботочные системы, то есть еще несколько разделов, проектирование которых до определенного момента можно освоить самостоятельно. От простого к сложному:

_Технологические решения (общестрой)
_Водоснабжение и водоотведение.
_Электрооборудование и освещение.

В некоторых случаях на простых или небольших объектах разработать указанные разделы даже легче, чем некоторые слаботочные системы, но вероятность правильно запроектировать что-то серьёзное, просто анализируя чужие чертежи, всё же крайне мала.

Хотя, может быть именно у Вас это и получится, ведь пока не попробуете - не узнаете. 

Обучение работе в AutoCAD.

Обсуждать также подробно вопрос обучения работе на САD-платформах, наверное, не имеет смысла.  Это 18 лет назад, когда я только начинал свою проектную деятельность, можно было кого-то удивить знанием AutoCAD. 

Я сам учился работать в нём по толстенной книге, которая почему-то называлась "Библия". Сама книга была великолепной, но это всё-таки была книга, а в электронном виде все документы были только на английском языке.

Да и тех же специалистов, у которых можно было поучиться, тогда было не так много, ведь некоторые институты еще чертили на кульманах.  А если где-то на Западе и существовали какие-либо форумы с видеоуроками, то я напомню, что в то время домашний интернет был по карточкам.

Поэтому сейчас, с русскоязычными мануалами, роскошными видеоуроками, бесплатными онлайн - курсами, дистанционным обучением и десятками профильных форумов, говорить о сложности обучения черчению в AutoCAD просто даже несерьезно.

Говоря про черчение я не ошибся и это не просто фигура речи. В AutoCAD чертят, а не проектируют. Проектируют в голове. Поэтому если начинающий специалист там ничего спроектировать не сможет, то и развитые функции черчения ему, вероятно, ни к чему.

AutoCAD это достаточно сложная и мощная программная среда, однако инженеры-проектировщики используют только 10-15% от всего его функционала. 

Да и не всё решения, которые мы видим в проекте, чертятся при его разработке. Как правило, нужно отрисовать только небольшую часть, а всё остальное можно просто скопировать из своих предыдущих чертежей. Ну или из чужих.

Напоследок добавлю, что сегодня самостоятельное освоение AutoCAD в объеме, необходимом для разработки инженерных решений, занимает 2 - 3 дня, смотря как подойти к этому вопросу. Освоить на таком же уровне Adobe Photoshop будет, наверное, даже сложнее.

Вроде бы, вопрос "Как стать проектировщиком самостоятельно" мы разобрали, осталось разобрать последний вопрос.

Как стать проектировщиком без образования?

В первой части статьи мы уже говорили о том, что в ряде случаев проектировщику не нужен диплом даже о среднем профессиональном образовании. Почему я в этом так уверен?

Потому что это вытекает из самой сути такого диплома. В чем же тогда вообще физический смысл диплома?

Диплом о начальном или cреднем или высшем образовании подтверждает квалификацию работника в системе наёмного труда, то есть призван заверить потенциального работодателя в том, что у данного работника в принципе есть определенный базовый уровень компетенций, о чем данный диплом и свидетельствует.

Диплом при этом выступает гарантом того, что работник прошел соответствующее обучение, по итогу которого был аттестован и поэтому данный работник дилетантом не может быть по определению.

А так как экспериментально доказано, что данный работник вовсе не дилетант, то это снижает риски предпринимательской деятельности для работодателя, в этом и есть физический смысл диплома.

Но это работает только лишь в системе наёмного труда, ведь при осуществлении проектировщиком самостоятельной предпринимательской деятельности наличие диплома не играет никакой роли, равно как и уровень его образования, который тот подтверждает. 

Ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается, что предприниматель должен иметь высшее образование. Или среднее. Или начальное. Или вообще хоть какое.

Сейчас, к примеру, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно даже в 14 лет, согласно статьям 17, 18, 26№ ГК РФ и статьи №22.1 129-ФЗ "О государственной регистрации". А 14 лет это 7-ой класс. Еще 4 года до окончания школы и до первого диплома об общем образовании.

Почему же тогда предпринимателям не нужен диплом?

Дело в том, что здесь, в отличие от системы наемного труда, любое физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет персональную ответственность по всем взятым на себя обязательствам.

Всем своим имуществом, на которое не может быть обращено взыскание, согласно статье №24 ГК РФ.

Поэтому наличие у предпринимателя диплома особо никому не интересно, раз по суду с него можно взыскать всё то, что вообще возможно взыскать в рамках заключенного договора и действующего законодательства. Наемный работник подписывает трудовой договор, а не по договор ГПХ, поэтому у него подобные обязательства возникают только в случае причинения реального ущерба в объеме, не превышающим среднемесячного заработка (Статья №241 ТК РФ).

Подводя итоги.

Я считаю, что нам удалось доказать предположение, что вполне возможно стать проектировщиком без образования и без опыта не выходя за рамки правовых полей. Не знаю, насколько это нужно, но это возможно.

В каких же случаях эти знания могут пригодиться? Как минимум в двух. С ними можно начать карьеру инженера-проектировщика, не имея высшего образования, либо открыть свою проектную студию.

Варианты, как это можно сделать, мы когда-нибудь разберем в третьей части статьи.


Печать   E-mail