Детские учреждения это


Понятие «детские учреждения» есть во множестве нормативных документах СПДС, однако расшифровки этого термина не приводится ни в одном из них. Возможно, в каких-то документах эта расшифровка и встречается, но они мне, увы, не попадались.

По крайней мере, в тех документах, которые напрямую описывают эти самые детские учреждения, такая формулировка отсутствует.


Касалось бы странным – столько отсылок к термину и мало кто знает, что он толком обозначает. Давайте попробуем разобраться вместе.


Одна из самых внятных формулировок гласит: «Детские учреждения это общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительнонаходятся в ведении органов  здравоохраненияпросвещения и других ведомствпредприятий и организаций».


Медицинская энциклопедия.1991—1996гг. 
Большая Российская Энциклопедия.1994 г.
Советская энциклопедия.1982—1984гг.

Соответственно, начальная школа и часть средней, если опираться на логику, является детским учреждением. С 14 уже подростки, им сейчас паспорта выдают, а до 14 лет – дети. Вроде всё логично. Но это лирика и на эту формулировку при проектировании опираться нельзя. А больше не на что.


Почему это меня напрягает? Да потому что подобная неразбериха доводит ситуацию до абсурда. Вот, например, отрывок из текста СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования»:


7.1.22  "…. При этом удаление ванн открытого бассейна от красных линий должно быть не менее 15 м; от территорий больниц, детских школьных и дошкольных учреждений, а также жилых домов и автостоянок - не менее 100 м."


Что такое детское школьное учреждение не знает ни яндекс, ни гугл, ни Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", ни соседствующий рядом СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».


Вы думаете, что это единичный случай? Неа. Вот, к примеру, отрывок из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.»


5.7 "…. Относительную влажность внутреннего воздуха для определения точки росы следует принимать: для помещений жилых зданий, больничных учреждений, диспансеров, амбулаторно-поликлинических учреждений, родильных домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, общеобразовательных детских школ, детских садов, яслей, яслей-садов (комбинатов) и детских домов – 55 %;" 


Опять какая-то непонятная детская школа. И я думаю, если хорошенько копнуть, то таких невнятных формулировок можно понаскрести еще уйму.


Что ты такое, детская школа? Согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018), дошкольные учреждения и школы это в принципе разные классы по функциональной пожарной опасности. 


Да и само ФЗ №123 тоже какое-то мутноватое. Вот класс Ф 4.1 "здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;". Детей с какого возраста? Да какая разница, говорит нам ФЗ №123. А между тем, в центры дополнительного образования, детей берут аж с годовалого возраста.


Вот, например, в соответствии с "Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204" существует такой тип образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста, как "начальная школа - детский сад". Какой у него класс ФПО, интересно. Впрочем, это уже неважно, ибо в ФЗ №273 про этот тип учреждения ничего не сказано.


Можно, конечно, утешаться тем, что под детским школьным учреждением и образовательной детской школой понимаются, например, детские школы искусств, но это все-таки школы, класс Ф4.1, тогда как детские школьные учреждения упоминаются в своде правил для проектирования дошкольных учреждений, а общеобразовательные детские школы в СП50.13130 стоят рядом с детскими садами, причем просто школ в этой формулировке нет.


Все существующие типы образовательных организаций в РФ указаны в статье 23 ФЗ N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации"


  • дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

То есть, если по простому, то это сверху вниз - садик, школа, путяга (техникум) и наконец ВУЗ или ВТУЗ.


Этот список является исчерпывающим, и в нем нет никаких детских школ. Школа это школа, а дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность исключительно по образовательным программам ДОшкольного образования.


Еще больше хаоса вносят нормотворцы, которые пишут нам нормы по пожарной безопасности. Благодаря им мы уже давно закладываем кабель с индексом LTx в школах, опираясь вот на эту чудесное требование ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», таблица 2: «кабель БЛА-БЛА-БЛА …для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, в спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений».


Абсурдность ситуации в  том, что некоторым индивидуумам во фразе «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» мерещатся школы, несмотря на то что это требование фактически распространяется на класс ФПО «Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций».


Физический смысл в том, что это требования для зданий, где невозможно моментально мобилизовать народ для эвакуации в силу его физической или интеллектуальной беспомощности. Школа к таким не относится, поэтому и имеет класс Ф 4.1 по Ф3 №123.


И даже соседний пункт, гласящий то же самое «кабель БЛА-БЛА-БЛА …для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений» их не смущает.


Действительно, фразу «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» действительно можно толковать, как только фантазия позволяет, ибо есть:

  • детское учреждение (общее название)
  • детское образовательное учреждение (определения нет, но встречается часто)
  • дошкольное образовательное учреждение
  • образовательное учреждение.
  • детское дошкольное образовательное учреждение (видимо, сам факт отсутствия в принципе взрослых дошкольных образовательных учреждений как-то не пришел в голову авторам  ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»)

И хотя школа не является по закону детским учреждением, кабель с индексом LTx в школе все же предусматривать надо. Но это и неплохо. Дети – цветы жизни, наше будущее. Всем хорошо, одному заказчику грустно, ведь он будет переплачивать за кабель только лишь из-за непроставленной запятой в тексте закона.


Ну ладно, детские школы в СП 50.13330.2012 перекочевали еще со СНиП 23-02-2003 и СНиП II-3-79. Но вот детские школьные учреждения в Своде Правил 2016 года – это уже перебор, как мне кажется.