Детские учреждения это

Понятие «детские учреждения» есть во множестве нормативных документах СПДС, однако расшифровки этого термина не приводится ни в одном из них. Возможно, в каких-то документах эта расшифровка и встречается, но они мне, увы, не попадались. По крайней мере, в тех документах, которые напрямую описывают эти самые детские учреждения, такая формулировка отсутствует.

Касалось бы странным – столько отсылок к термину и мало кто знает, что он толком обозначает. Давайте попробуем разобраться вместе.

Одна из самых внятных формулировок гласит: «Детские учреждения это общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительнонаходятся в ведении органов  здравоохраненияпросвещения и других ведомствпредприятий и организаций».


Медицинская энциклопедия.1991—1996гг. 
Большая Российская Энциклопедия.1994 г.
Советская энциклопедия.1982—1984гг.

Соответственно, начальная школа и часть средней, если опираться на логику, является детским учреждением. С 14 уже подростки, им сейчас паспорта выдают, а до 14 лет – дети. Вроде всё логично. Но это лирика и на эту формулировку при проектировании опираться нельзя. А больше не на что.


Почему это меня напрягает? Да потому что подобная неразбериха доводит ситуацию до абсурда. Вот, например, отрывок из текста СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования»:


7.1.22  "…. При этом удаление ванн открытого бассейна от красных линий должно быть не менее 15 м; от территорий больниц, детских школьных и дошкольных учреждений, а также жилых домов и автостоянок - не менее 100 м."


Что такое детское школьное учреждение не знает ни яндекс, ни гугл, ни Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", ни соседствующий рядом СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».


Вы думаете, что это единичный случай? Неа. Вот, к примеру, отрывок из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.»


5.7 "…. Относительную влажность внутреннего воздуха для определения точки росы следует принимать: для помещений жилых зданий, больничных учреждений, диспансеров, амбулаторно-поликлинических учреждений, родильных домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, общеобразовательных детских школ, детских садов, яслей, яслей-садов (комбинатов) и детских домов – 55 %;" 


Опять какая-то непонятная детская школа. И я думаю, если хорошенько копнуть, то таких невнятных формулировок можно понаскрести еще уйму.


Что ты такое, детская школа? Согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018), дошкольные учреждения и школы это разные классы по функциональной пожарной опасности, ваще тo. 


Да и само ФЗ №123 тоже какое-то мутноватое. Вот класс Ф 4.1 "здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;". Детей с какого возраста? Да забей, говорит нам ФЗ №123. А между тем, в центры дополнительного образования детей берут аж годовалых.


Вот, например, в соответствии с "Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204" существует такой тип образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста, как "начальная школа - детский сад". Какой у него класс ФПО, интересно. Впрочем, это уже неважно, ибо в ФЗ №273 про этот тип учреждения ничего не сказано.


Можно, конечно, утешаться тем, что под детским школьным учреждением и образовательной детской школой понимаются, например, детские школы исскуств, но это все-таки школы, класс Ф4.1, тогда как детские школьные учреждения упоминаются в своде правил для проектирования дошкольных учреждений, а общеобразовательные детские школы в СП50.13130 стоят рядом с детскими садами, причем просто школ в этой формулировке нет.


Британские ученые пришли к выводу, что самые альтернативно одаренные нормотворцы это те, которые пишут нам нормы по пожарной безопасности. Благодаря им мы уже давно закладываем кабель с индексом LTx в школах, опираясь вот на эту чудесное требование ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», таблица 2: «кабель БЛА-БЛА-БЛА …для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, в спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений».


Так вот, некоторым индивидуумам во фразе «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» мерещаться школы, несмотря на то что это требование фактически распространяется на класс ФПО «Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций».


Физический смысл в том, что это требования для зданий, где невозможно моментально мобилизовать народ для эвакуации в силу его физической или интеллектуальной беспомощности. Школа к таким не относится, поэтому и имеет класс Ф 4.1 по Ф3 №123.


И даже соседний пункт, гласящий то же самое «кабель БЛА-БЛА-БЛА …для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений» их не смущает. Но я на таких людей не злюсь по нескольким причинам:


Причина первая.

Фразу «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» действительно можно толковать, как только фантазия позволяет, ибо есть:

  • детское учреждение (общее название)
  • детское образовательное учреждение (определения нет, но встречается часто)
  • дошкольное образовательное учреждение
  • образовательное учреждение.
  • детское дошкольное образовательное учреждение (видимо, сам факт отсутствия в принципе взрослых дошкольных образовательных учреждений как-то не пришел в голову авторам  ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»)

Причина вторая.

Будет LTx в школе – замечательно. Просто отлично. Дети – наше всё. Всем хорошо, кроме заказчика. Ему грустно.


Ну ладно, детские школы в СП 50.13330.2012 перекочевали еще со СНиП 23-02-2003. Но вот детские школьные учреждения в СП 2016 года – это сильно. 

Пора бы, наверное, британским ученым пересмотреть свою позицию).