Как стать проектировщиком самостоятельно и без образования


Я сразу же скажу, что технически это вполне реально. Более того, я сам когда-то состоялся как проектировщик не имея ни образования, ни опыта, поэтому имею полное право рассуждать о подобных вещах. 

Однако не всё так просто и есть некоторые нюансы, которые стоит обсудить более подробно.


Так как термин «проектировщик» применим сразу к нескольким различным специальностям, то здесь стоит уточнить, что в рамках данной статьи под проектировщиком понимается специалист, осуществляющий разработку проектной документации для строительства.


Вначале необходимо вспомнить, что в сфере строительного проектирования такой должности как «Проектировщик» нет. Полное название должности звучит как «Инженер-проектировщик», что подразумевает наличие у ее носителя инженерной квалификации, присужденной ему по результатам успешного обучения во ВТУЗе.


Правда наряду с этим в системе строительного проектирования существует также должность «Техник-проектировщик», но так как эта должность напрямую не связана с самостоятельным принятием проектных решений, то рассматривать её сейчас мы не будем.


И вот здесь я хотел бы акцентировать Ваше внимание на том факте, что на должности «Инженер-проектировщик» может также находиться и лицо, не имеющее квалификации инженера.


Должность в организации и квалификация в системе образования - это немного разные вещи и обычно ничего не мешает коммерческой организации присвоить инженерную должность любому своему сотруднику, даже имеющему лишь начальное профессиональное образование.


Присвоить инженерную квалификацию такая организация не может, для этого нужно быть аккредитованным учебным заведением, а вот присвоить инженерную должность может запросто, ведь для коммерческой организации, осуществляющую свою деятельность в сфере проектирования, все нормативно-правовые акты, регулирующие данные аспекты, являются всего лишь рекомендуемыми, то есть актами добровольного применения.


Конечно всё это замечательно, скажете Вы, но хотелось бы конкретики, и в частности, хотя бы опоры на пункты указанных выше требований. Что ж, давайте поговорим про это более детально.


В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих 1998  года (4-е издание) (с изменениями на 27 марта 2018 года)  указано следующее:


Инженер-проектировщик


Должностные обязанности:
  • На основе новейших научно-технических достижений, передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает отдельные разделы (части) проекта.

  • Принимает участие в подготовке заданий на разработку проектных решений.

  • Участвует в сборе исходных данных для проектирования, в решении технических вопросов по закрепленным объектам на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей.

  • Увязывает принимаемые проектные решения с проектными решениями по другим разделам (частям) проекта.

  • Проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности.

  • Обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку.

  • Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию.

  • Участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения о целесообразности корректировки принятых общих и принципиальных проектных решений.

  • Принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, в работе семинаров и конференций.


Должен знать:
  • Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности;
  • Распорядительные, методические и нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов;
  • Методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов;
  • Принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций;
  • Виды и свойства материалов;
  • Стандарты, технические условия и другие нормативные документы по разработке и оформлению проектно-сметной документации;
  • Технические средства проектирования и строительства;
  • Основы патентоведения;
  • Передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства;
  • Технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам;
  • Историю отечественной и зарубежной архитектуры и строительной техники, ее закономерности при решении современных задач проектирования;
  • Структуру, последовательность и методы архитектурно-конструктивных разработок, включая компьютерные, композиционные, функциональные и физико-технические основы проектирования;
  • Методы расчетов несущих конструкций, теплоизоляции и теплоустойчивости, звукоизоляции ограждающих конструкций, акустического, светотехнического, инсоляционного температурно-влажностного режима проектируемых зданий;
  • Проблемы урбанизации среды обитания и методы планировки и застройки населенных мест;
  • Основы проектирования водоснабжения и канализации, теплогазоснабжения и вентиляции, электроснабжения зданий, объектов и населенных мест;
  • Методику предпроектных исследований и формирования заданий на проектирование и строительство, реконструкцию или реставрацию объектов с технико-экономическим обоснованием решений, с учетом экологической чистоты объектов и требований безопасности жизнедеятельности;
  • Приемы и методы графического представления архитектурных и конструктивных решений в ручной и машинной графике;
  • Методы комплексной разработки архитектурно-конструктивных проектов гражданских и промышленных зданий и сооружений с использованием информационных технологий;
  • Методы геодезических работ при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
  • Методы расчета конструкций и физико-технических параметров проектируемых объектов;
  • Методы испытания физико-механических свойств строительных материалов, конструкций и грунтов;
  • Методы авторского надзора при реализации проектных решений;
  • Методы и средства контроля за состоянием окружающей среды;
  • Основы организации труда;
  • Основы трудового законодательства; правила по охране труда.


Требования к квалификации


Инженер-проектировщик I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера-проектировщика II категории не менее 2 лет.


Инженер-проектировщик II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием не менее 2 лет.


Инженер-проектировщик III категории: высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях.


Инженер-проектировщик: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях не менее 5 лет.

Категорированным инженером-проектировщиком без опыта и высшего профессионального образования таким образом никак не стать, это факт, однако достаточно легко можно стать не категорированным. В чем отличие? Да по сути ни в чем.


Категории это рудимент, они уже по сути утратили свое первоначальное значение и существуют порой только лишь в крупных проектных организациях. Единственный смысл категории в данном случае это служить обоснованием цифры оклада согласно штатному расписанию, то есть категория инженера является основополагающей для определения величины причитающейся ему зарплаты.


В условиях свободного рынка зарплата специалиста как правило договорная и основополагающими являются уже совершенно другие мотивы, а вовсе не категория инженера, которая порой вообще не имеет никакого значения, поэтому согласно указаниям данного квалификационного справочника, лицо со средним профессиональным образованием через 5 лет работы в проектных организациях может свободно претендовать на получение инженерной должности.


А так как в тексте данного требования не приведен перечень или иной исчерпывающий список должностей, на которых нужно проработать более 5 лет, то можно сделать вывод о том, что и офис-менеджер и завхоз с дипломами сельскохозяйственного техникума имеют все основания для того, чтобы через 5 лет заявить о своем желании занять позицию инженера-проектировщика.


Также стоит отметить, что согласно п.10 данного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Однако указанный квалификационный справочник, в своем же первом абзаце сообщает нам, что он рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, то есть по сути не является обязательным.


В другом документе в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС 2020), также являющимся рекомендуемым, приведены уже несколько иные требования:


Требования к квалификации


Инженер-проектировщик I категории - высшее профессиональное образование по специальности "Проектирование зданий" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы в должности инженера-проектировщика II категории не менее 2 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.


Инженер-проектировщик II категории - высшее профессиональное образование по специальности "Проектирование зданий" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы в должности инженера-проектировщика не менее одного года; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.


Инженер-проектировщик - высшее профессиональное образование по специальности "Проектирование зданий" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности либо среднее профессиональное образование и стаж работы в проектных организациях не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

Как бы устрашающе это не выглядело, никакой разницы с предыдущим вариантом по сути нет. Для повышения квалификации и получения квалификационного аттестата в этой стране не обязательно даже из дома выходить, достаточно всего лишь заплатить за получение этих документов, ценность которых порой меньше бумаги на которой они напечатаны.


Поэтому, как и в предыдущем варианте, через 5 лет работы в проектной организации теоретически можно ходатайствовать о присвоении себе инженерной должности, имея любой диплом о среднем профессиональном образовании.


Это то, что касается в принципе наличия возможности стать инженером - проектировщиком без профильного высшего образования. И это, оказывается, вполне реально.


Безусловно такой проектировщик будет проигрывать дипломированному специалисту по некоторым параметрам, связанным в основном с невозможностью его внесения в штат специалистов для подачи в СРО или участия в тендерах, но это никоим образом не лишает его права заниматься проектной деятельностью в принципе.


К этому моменту мы еще вернемся, в частности поговорим о и том, в каких случаях не нужно иметь даже среднего профессионального образования. Теперь же стоит разобрать моменты, связанные непосредственно с самими проектированием, что само по себе намного важнее, чем наличие диплома и его уровень.


Тема проектирования достаточно глобальна и сориентироваться в ней не будучи специалистом довольно сложно, так как есть множество нюансов и нюансов этих нюансов. Поэтому я думаю, что сначала стоит оттолкнуться от типа проектируемых объектов. По большому счету их всего два.


  • Производственные здания
  • Гражданское строительство.

Производственные здания это своя специфика и зачастую такая специфика отраслевая. Есть объекты нефтехимии, металлургии, энергетики, тяжелой и легкой промышленности, авиации, добычи ресурсов и так далее, их список внушает ужас, и по всем указанным направлениям трудятся как проектировщики общего профиля, так и те проектировщики, которые узкоспециализированы на своей конкретной тематике. 


Список их специализаций огромен, но таких уникальных специалистов не так и много, поэтому предлагаю вообще забыть о промышленном проектировании, так как ничего существенного в дальнейшую картину оно не внесет и будет только отвлекать. 


Что же касается объектов гражданского строительства, то с этим все гораздо проще, в таких объектах мы живем и работаем, поэтому хорошо представляем себе как выглядят такие объекты, из чего они состоят и что в них находится. На профессиональном жаргоне такие объекты именуются "общестрой".


Какие же специалисты и по каким направлениям участвуют в создании подобных объектов? Ответ на это содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".


То есть зная, какие разделы проектной документации разрабатываются в принципе, можно сделать вывод какие специалисты и какого профиля нужны для их  разработки.


Проектные направления и перечень специалистов:
  • Раздел.2     Инженер-проектировщик генерального плана
  • Раздел.3     Архитектор
  • Раздел.4     Инженер-конструктор
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик электроснабжения
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик водоснабжения и водоотведения
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик отопления и вентиляции
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик тепловых сетей
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик сетей связи
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик газоснабжения
  • Раздел.5     Инженер-проектировщик технологических решений
  • Раздел.6     Инженер-проектировщик проектов организации строительства
  • Раздел.8     Инженер-проектировщик-эколог
  • Раздел.9     Инженер-проектировщик пожарной безопасности
  • Раздел.10   Инженер-проектировщик-теплотехник
  • Раздел.11   Инженер-сметчик


Cтоит отметить, что приведенный перечень в реальности обычно выглядит несколько иначе. Иногда один и тот же специалист ведет несколько направлений, а иногда на одном направлении работают несколько специалистов смежных специальностей.


Кроме того, в ПП87 существует раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами", который еще больше расширяет перечень проектных направлений, но все же приведенные разделы 2-11 это основные и остальные имеет смысл игнорировать.


Если внимательно изучить приведенный выше перечень направлений и сопоставить его с существующим на сегодняшний день фундаментальным перечнем специальностей высших учебных заведений, то можно заметить, что по некоторым направлениям выпускать специалистов по сути некому.  Дело здесь не в отсутствии ВТУЗов как таковых, а в отсутствии определенных учебных образовательных программ в них.


А программ таких нет потому что они не настолько объемны и сложны, чтобы для их изучения был необходим базис в виде высшего уровня образования. Если пока не понятно о чем я говорю, то я поясню это на своем примере.


Я занимаюсь проектированием большого количества разделов проектной документации, носящих общее собирательное название "Слаботочные системы" или иногда "Сети связи".


Перечень слаботочных систем:
  • Автоматическая установка пожарной сигнализации
  • Автоматизация противопожарной защиты
  • Автоматические установки пожаротушения (ППТ, ГПТ)
  • Система оповещения и управления эвакуацией
  • Охранно-тревожная сигнализация объектов
  • Периметральная охранная сигнализация
  • Система охранного и технологического видеонаблюдения
  • Система охранного освещения
  • Система контроля и управления доступом
  • Проводное радиовещание и оповещение по сигналам ГО ЧС
  • Системы экстренной, оперативной и громкоговорящей связи
  • Система коллективного приема телевидения
  • Локально - вычислительные сети
  • Телефонные сети общего пользования
  • Электрочасовые установки (часофикация)
  • Структурированные кабельные системы
  • Домофонная и видеодомофонная связь
  • Автоматизация технологических решений
  • Автоматизация инженерного оборудования
  • Диспетчеризация
  • Системы газоанализа


Как правило, если из всех инженерных сетей объекта убрать электричество, воду, тепло, газ, вентиляцию, то весь остаток приходится на долю "слабака", то есть инженера - проектировщика слаботочных систем и сетей связи. Это неумирающая классика проектирования, но вся загвоздка в том, что таких специалистов и в таком объеме никто не готовит.


Обычно для того, чтобы занять позицию такого проектировщика в организации, достаточно иметь один из трех дипломов: электрика, автоматчика или связиста. Но никакая учебная программа приведенных выше специальностей не охватывает требуемого перечня компетенций. Даже если взять всего понемногу ото всюду, то всё равно не хватает.


Дело в том, что на сегодняшний день проектировщиков по охранно-пожарной сигнализации, системам эвакуации, противопожарной защиты, видеонаблюдения, контроля доступа и им подобным ВТУЗы практически не готовят.  Всего лишь в нескольких ВТУЗах страны существуют кафедры по подобным направлениям обучения, но это сделано больше в угоду рынку, потому что для освоения данной специальности вполне достаточно курсов.


То есть, после успешного прохождения курсов по проектированию указанных разделов на базе среднего профессионального образования, Ваша квалификация по сути ничем не будет отличаться от квалификации  дипломированного инженера-электрика, которому в рамках его образовательной программы подобные аспекты никто никогда не объяснял.


От себя я добавлю, что по большинству указанных слаботочных систем, профессионала среднего класса из дилетанта можно сделать за 36 часов обучения, и этот вариант выглядит намного более предпочтителен, чем вариант несколько лет протирать штаны на парах "сопромата" и "теормеха", которые, может быть, никогда в жизни не пригодятся.


Итак, что мы имеем на данном этапе?


1. Высшее образование желательно, но не обязательно, можно стартовать со среднего профессионального.


2. Профильное образование желательно, но не всегда обязательно, иногда есть смысл переучиться на курсах.


Однако при оплате указанных курсов обычно рулит не аспект дальнейшей перспективы их применения а осознание того, насколько эти курсы  в принципе доступны для понимания. И сейчас мы вплотную подошли к вопросу как стать проектировщиком самостоятельно.


Это не так уж и сложно и вполне доступно. Я сам собой являю живой пример правдивости указанных утверждений. 


В 2004 году я получил диплом инженера АСУ ТП, то есть "автоматчика", и пару лет занимался только лишь автоматикой. В 2006 году я окончательно и бесповоротно ушел в полноценный фриланс, но очень быстро столкнулся с тем фактом, что проектируя одну лишь автоматику особенно не разбогатеешь. Необходимо было расширять список компетенций и я взялся за проектирование раздела пожарной сигнализации.


Как это вообще делается я не знал, да и спросить было не у кого. Но тем не менее, я быстро разобрался как разрабатывать этот раздел и таким же образом научился проектировать остальные двадцать.


Принцип безумно эффективен, хотя и до безобразия прост - в сети качается 20-30 подобных проектов по указанным системам (их там тонны) и анализируются решения, приведенные в них. В нормальных проектах всегда есть хорошая пояснительная записка, описывающая весь алгоритм принятия решений, поэтому здесь дело нехитрое - понять, чем руководствовался проектировщик в данном конкретном случае и повторить это целеполагание на своем объекте, желательно без ошибок. Всего то и делов.


Большинство найденных подобным образом решений можно в принципе копировать, не задумываясь, но здесь весь смысл в другом - в обучении проектированию этих систем.


Классическая система обучения ВТУЗе построена в направлении от общего к частному - сначала тонны ненужной и невнятной информации, а только потом уже, на последних курсах, вся та конкретика, ради которой все и затевалось.


В той системе, которую предлагаю я всё наоборот - сначала вся необходимая конкретика. Изначально ее количество ничтожно, но со временем это количество нелинейно возрастает и профессионалом здесь можно стать за куда более короткий срок.


Попробуйте,  если интересно. Это не опасно, это бесплатно. Это лучше бы понять до того как. Начать стоит с пожарной сигнализации. Если Вы поймете, как разрабатывается этот раздел, то поймёте и всё остальное.


Я бы выложил свои проекты, но они сложноваты для восприятия, лучше бы начать с анализа проектов маленьких магазинчиков, офисов и переходить уже к более крупным объектам. Гарантирую также, что начав сразу с крупных объектов Вы точно ни в чём не сможете разобраться.


А если Вы поймете, что это всё не так и сложно как кажется, то поймете и то, что ради обучения всем эти вещам даже не обязательно учиться на курсах, не говоря уже о получении профильного высшего образования, которое, как выясняется, почти нигде и не дают.


Итак, вопрос "Как стать проектировщиком самостоятельно" мы разобрали, осталось разобрать вопрос "Как стать проектировщиком без образования."


Выше я уже обмолвился о том, что в ряде случаев проектировщику достаточно и двух классов церковно-приходской школы. Почему я в этом так уверен? Потому что я это уже проходил.


Диплом о начальном/cреднем/высшем образовании подтверждает квалификацию работника в системе наёмного труда, то есть призван заверить работодателя в том, что у данного работника в принципе есть определенный базовый уровень компетенций, о чем данный диплом и свидетельствует.


В чем физический смысл диплома?


В системе наемного труда работник получает заработную плату в виде компенсации за выполняемую им работу. Не выплачивать работнику эту самую заработную плату целиком или частично, работодателю помешают статьи 5.27 КоАП РФ и  145.1.УК РФ.


Из всего же ответного списка карательных мер работодателю доступны, согласно статьи 192 ТК РФ, только лишь три:


  • замечание
  • выговор
  • увольнение

Начисление любых штрафов и удержание их с работника, согласно положением всё той же статьи 192 ТК РФ является незаконным, ибо приведенный выше перечень мер является исчерпывающим, поэтому все риски, связанные с непрофессиональным исполнением работником своих обязанностей, работодатель несет самолично и в полной мере. Ни о какой персональной ответственности работника в данной системе речь не идет.


Диплом при этом выступает гарантом того, что работник прошел соответствующее обучение, по итогам которого был аттестован и поэтому данный работник дилетантом не может быть по определению. А так как экспериментально доказано, что данный работник не дилетант, то это снижает риски предпринимательской деятельности для работодателя, в этом и есть физический смысл диплома.


Но это только в системе наёмного труда. При осуществлении проектировщиком самостоятельной предпринимательской деятельности наличие диплома не играет никакой роли, равно как и уровень образования, который тот подтверждает. 


Ни в одном нормативно-правовом акте не сказано, что предприниматель должен иметь высшее образование. Или среднее. Или начальное. Или вообще хоть какое.


Почему же предпринимателям так фартануло а остальным нет?


Дело в том, что здесь, в отличии от системы наемного труда, проектировщик несет персональную ответственность по всем взятым на себя обязательствам. Всем своим имуществом. Поэтому наличие у него диплома особо никому не интересно, раз по суду с него элементарно можно взыскать всё то, что вообще возможно взыскать в рамках заключенного договора и действующего законодательства.


Правда, по умолчанию это распространяется только на индивидуальных предпринимателей.


В случае же с самозанятыми все подобные обязательства предусматриваются договором. А так как в договор ГПХ можно внести всё, что заблагорассудится в части, не противоречащей ГК РФ, то здесь возможна масса вариантов, как полная ответственность за всё, так и ее отсутствие в принципе.


Итак, я считаю что нигде не наврал и обстоятельно доказал, что самостоятельно стать проектировщиком без образования можно. Нужно ли - это другой вопрос. Но это возможно.


Я сам прошел этот путь. Да, у меня был диплом о высшем образовании, но он мне никак не помог. Да и это не важно. Важно то, что на фрилансе, без зарплаты и прочей финансовой поддержки, я смог самостоятельно освоить проектирование всех этих сложных вещей, вещей о которых раньше не имел никакого понятия. Теперь я индивидуальный предприниматель.


Если смог я, значит и Вы сможете. Главное захотеть. Сильно-сильно. Тогда всё получится.