Польза бесплатных курсов фриланса

Почему не работают бесплатные курсы фриланса?

Я не верю в продуктивность подобного рода обучения в принципе. Такие бесплатные программы обычно доступны для всех желающих, и не заточены под каждого конкретного пользователя или его ситуацию, что делает их размытыми и откровенно слабыми. При этом я не имею в виду качество самих программ, я говорю лишь об результативности обучения по ним.

Эффективность такого обучения обычно прямо пропорциональна уровню мотивации обучающегося. Также подобный формат не позволяет слушателю задавать насущные вопросы и получать ответы на них в реальном времени. Но самое главное то, что за результаты подобного обучения никто не несет никакой ответственности, ведь информация предоставляется по принципу «как есть».  

Я вообще не считаю, что обучение по курсам, видео, книгам и прочим учебным пособиям может быть эффективно. При помощи него можно получить некие объемы информации, однако оно не призвано решать конкретные проблемы.

Рассказать и описать всё невозможно. Если после обучения вопросов стало больше, чем было до него, то это абсолютно нормально. Просто таков формат. Профессионализм проявляется именно в знании тонкостей и нюансов, и наиболее продуктивный путь подобных знаний - в процессе многодневного "живого" обучения, с обязательным разбором разных ситуаций, и ответов на вопросы по мере их возникновения.

Реально работающее обучение фрилансера

Топология фриланса.

Фриланс это разновидность бизнеса. Пусть микроскопического, но всё же бизнеса. Разве бесплатное обучение эффективному ведению бизнеса можно назвать серьёзным? Можно давать рекомендации, как, к примеру, это делаю я. Но одинаково обучать широкие слои населения можно только самым простым вещам, ведь без какой-либо конкретики любая методика превращается в набор банальных штампов.

Понимание о «фрилансе» можно сравнить с деревом. Снизу вверх идет ствол, который являет собой монолитное и фундаментальное понятие о самых простых, базовых принципах фриланса. Выше, по мере роста понимания, ствол расходится на множество веток, каждая из которых символизирует не только специализацию и уровень компетенций фрилансера, но и его конкретную ситуацию вкупе со списком сопутствующих проблем.

Представляете сколько нужно усилий, чтобы расписать ученику каждую из тысячи ветвей на дереве. Причем бесплатно? Поэтому, как правило, всё заканчивается описанием ствола, и хорошо если своей собственной ветки. Чаще всего подобная информация не несет в себе какой-либо ценности, так как не обличена ни в какую конкретику. А раз нет конкретики – значит это нельзя назвать обучением. Это советы, рекомендации, информация к сведению. Не более.

Не все стратегии – стратегии.

Все попытки сформулировать универсальную стратегию для фрилансеров обречены изначально. Для того чтобы стратегия была рабочей, она должна родиться из анализа конкретной ситуации, а ситуации у всех разные, поэтому ни о какой универсальности речи быть не может.

Поэтому для того, чтобы подобное «универсальное» обучение походило на настоящее и предметное, ничего не остается, как оперировать различными расплывчатыми формулировками, без фокусировки внимания и акценте на нюансах.

Обучать кого-то жонглируя общими фразами чрезвычайно легко, ведь здесь всегда можно обвинить слушателя в том, что он не так понял, или здесь имелось в виду нечто совсем иное. Также это бывает чрезвычайно эффективно, когда учитель попросту не компетентен в том, чему учит других. Обучение должно быть четким, структурированным, с максимальной детализацией каждого шага, иначе это не обучение, а профанация.

Бесплатный учитель музыки

А для того, чтобы подобное обучение было плодотворным, преподаватель не только должен понимать «предмет» от начала до конца, иметь подтвержденный практический опыт и уметь всё это доходчиво объяснить. Самое главное, он обязан видеть всю систему в комплексе, и на основании этого видения должен быть способен сформировать соответствующую программу обучения.

Программа обучения.

Сформировать соответствующую программу обучения на самом деле очень и очень непросто. Вернее, не так. В том, чтобы сформировать какую-то абстрактную программу обучения особой сложности нет. Сложность в том, чтобы сформировать рабочую программу обучения, ведь это можно сделать только проанализировав показатели результативности своих бывших учеников.

Необходима обратная связь. Только так можно понять, насколько твоя программа эффективна, что в ней нужно добавить, убрать или пересмотреть. И насколько тебе удалось донести до слушателя свое видение его проблемы, и удалось ли вообще.

Ну и к слову, для этого обязательно должны быть ученики, чтобы было что анализировать.

Я понимаю это только потому, что сам обучаю проектировщиков работе на фрилансе. Просто отчитать двухдневный курс это одно. Добиться у учеников реальных результатов это совсем другое. Это очень тяжелый труд. Порой даже невыносимый.  Может ли он быть оценен вообще в ничто?

Мы живем в стране советов.

Давать советы может любой. Для этого не нужно обладать какими-либо знаниями вообще. Достаточно лишь своего превалирующего и субъективного мнения, а также платформы для его трансляции.

Я сейчас даю Вам советы только лишь потому, что Вы читаете эту статью, а я предлагаю Вам в ней свои знания, являющиеся экстрактом моего преподавательского опыта и 17-и лет работы на фрилансе.

А завтра я буду читать Вашу статью и слушать Ваши советы, ведь мне позарез как-то надо решить одну проблему, а нужных знаний у меня нет. Зато они есть у Вас.

Завтра я буду читать Вашу статью и слушать Ваши советы даже если у Вас на самом деле нет никаких знаний и вся информация, содержащаяся в Вашей статье, будет не соответствовать реальности чуть менее, чем полностью. Просто я об этом пока не знаю. Я приму на веру Ваши советы и, вероятно, в процессе их применения меня постигнет фиаско.

Могу ли я что-либо предъявить Вам в этом случае? Нет, ведь Вы же не несете никакой ответственности за свое корректно выраженное мнение о, скажем, правильности разведения питунии. Ответственность должна из чего-то проистекать.

А если бы я заказал у Вас платную консультацию и все мои питунии пали, как те 300 спартанцев при Фермопилах?

Вот здесь вся разница между платным и бесплатным обучением. Во втором случае Вам никто и ничем не обязан. Вы следуете чужим советам на свой страх и риск. Следуете советам, в адекватности которых у Вас нет абсолютно никакой уверенности.

Вредные советы на фрилансе

Стоит ли платить за курсы?

Я не знаю, стоит ли платить за курсы, но я точно знаю, что нужно платить за обучение. Двухчасовые ролики, где Вас научат заполнять портфолио, общаться с клиентами и прочей ерунде, это по сути те же самые бесплатные курсы, только они продаются. Данные курсы, как правило, состоят целиком из воды, банальщины и избитых истин, поэтому ценность их практически нулевая, а всякие сертификаты и пожизненные доступы скорее говорят об отсутствии в них какой-либо значимой информации, чем наоборот.

Информация о том, где на улице валяется 100 рублей стоит, как минимум, половину, а информация о том, как в реальности заработать миллион стоит, как минимум, сотню тысяч. Поэтому, покупая курсы за 1 500 рублей, можно уже на старте легко прикинуть примерный "выхлоп" на финише. 

Я бы ещё понял, если бы это выглядело как где-нибудь в Тихуане - "Псс!! Эй, чувак! Да, ты! Курсы надо? На, тсс, тока не пали контору".

Но ведь эти курсы продаются вовсе не из рук в руки. Они продаются онлайн сотнями тысяч и цифры, символизирующие количество их продаж, всегда находятся на самом видном месте. И я откровенно не понимаю людей, которые на эти цифры ведутся.

Потому что 5000 продаж, это, на самом деле не 5000 продаж, а 5000 Ваших прямых конкурентов. Здесь бы нужно выбирать наоборот, в порядке убывания. По логике вещей. Нет?

И это мы говорим только про один курс. А сколько их вообще? Сотни. Многие сотни курсов, проданные многие тысячи раз. А теперь представьте что было бы, если бы они все реально работали? Кто бы тогда убирал снег, водил автобусы, мыл полы или сидел на кассе, ведь билет в благополучие стоит жалких полтора "косаря" и всего-то и нужно, что просмотреть видос. Вам не кажется это абсурдом?

В качестве послесловия.

Представьте, что Вы в одном шаге от покупки квартиры, квартиры своей мечты. В ней Вам нравиться абсолютно всё, даже её непомерная цена, но огорчает один маленький нюанс – из этой квартиры был когда-то выписан в никуда ребенок, не участвовавший в её приватизации.

Вы можете искать выход из ситуации самостоятельно, но даже если вдруг Вы и найдете правильное решение, то вся проблема в том, что Вы не знаете, что оно правильное. Это будет просто решение. Одно их многих.

Вы можете либо довериться своему чутью, либо можете сходить к юристу. Что Вы сделаете?