Заработок проектировщика на фрилансе

Заработок проектировщика на фрилансе

Пару дней назад мне позвонил коллега и спросил меня, в какую сумму я оценил бы проектные работы на некоем объекте, к разработке которого ему предложили подключиться. Я ответил ему, что три года назад делал аналогичный проект за 750 000 рублей, а сейчас вряд ли попросил бы за него меньше миллиона.

«Нет, я имею в виду фрилансерские цены», - с печалью в голосе ответил он, на что я ему возразил, - «Эти цены, самые что ни на есть, фрилансерские».

«Ну ты же ИП», - парировал коллега, и услышал в ответ, что ИП это всего лишь механизм расчета, и я, по сути, такой же абсолютно фрилансер, как и он сам.

В эфире воцарилось молчание. Коллега явно хотел что-то спросить, но пока не понимал, как ему надо оформить вопрос.  Категория «фриланс» уже свое отыграла, поэтому ему нужно было срочно вводить новую терминологию.

«Я имею в виду, если брать этот объект как халтуру», - наконец произнес он.

К стыду своему я совсем забыл, что коллега работает ведущим инженером в проектной компании, и вспомнил это лишь тогда, когда прозвучало слово «халтура».

«Откуда же я знаю, - только и оставалось мне сказать, – а ты сам за сколько думаешь взяться?».

«Тысяч за двести – двести пятьдесят», - произнес коллега неуверенным тоном.

Я ранее несколько раз привлекал коллегу к работе над своими проектами,  да и «халтурит» он явно не первый год, поэтому такая разница в наших запросах меня несколько шокировала.

Почему такая разница?

Такая разница потому, что фриланс это не «халтура». Мы уже много раз приводили обоснование этому в нашем цикле «Фриланс для новичков», и данный случай это ещё одно доказательство правдивости сделанных нами ранее утверждений.

Всех исполнителей проектных работ можно упрощенно разделить на 3 группы.

Группа №1. Проектировщики, осуществляющие вечернюю подработку. Они же «удаленщики», они же «шабашники», они же «халтурщики», в толковании слова «халтура» как вид побочного заработка.

Группа №2. Проектировщики – фрилансеры, они же «самозанятые».

Группа №3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Очевидно, что самые скромные бюджеты проектных работ в группе №1, а самые высокие – в группе №3. Финансовые ожидания фрилансеров обычно где-то посередине. К слову, подобная ситуация не только в проектировании, а и вообще везде, где только можно.

Чем выше класс фрилансера, тем меньше его ценник отличается от ценника организаций. Чем ниже класс, тем это отличие больше. Именно поэтому одни фрилансеры могут работать исключительно по ценам «удаленщиков», а другие способны зарабатывать почти как проектные компании.

Ценообразование.

Я много лет проводил опросы среди своих коллег на тему: «Почему же бюджеты проектов на «халтуре» всегда меньше тех же бюджетов на фрилансе?», и в ряде случаев я сталкивался с непониманием или даже нежеланием некоторых «удаленщиков» признавать в принципе вероятность существования этой ситуации.

С их точки зрения, то есть с точки зрения «халтурщиков», здесь нет и не может быть никакой, сколько бы то ни было существенной разницы в бюджетах, а тот факт, что финансовые аппетиты фрилансеров обычно выше в разы, так это просто иллюзии, везение, случайность или блат. Или же некая рандомная компиляция указанных параметров.

Казалось бы, существует рынок проектирования. Есть спрос, есть предложение и есть конкуренция за удовлетворение спроса. Специалисты проектируют объекты за такие вот деньги просто потому, что это стоит именно столько, и ни рублём больше. То есть, если я собираюсь «халтурить» на проектах, то мне, как минимум, нужно быть в рынке, иначе я буду попросту неконкурентоспособен.

Но почему тогда такие «халтуры» в проектировании оцениваются намного скромнее, чем аналогичная работа на фрилансе? Почему на одном и том же рынке фрилансеры могут зарабатывать куда больше «удалёнщиков»? Почему фрилансерам можно работать по ценам организации, а «халтурщикам» нет? Наверно потому, что рынок это следствие, а не причина. А что же тогда причина?

Сейчас я попробую это объяснить так, как понимаю это сам.

Причины.

Все свои финансовые пожелания нужно чем-то обосновывать. Проектная компания может обосновать их сметой ПИР, выполненной на основании утвержденных и действующих регламентов. «Халтурщик» же в принципе лишен возможности подобной отсылки к объективным основаниям, поэтому он может либо аргументировать свои аппетиты существующим уровнем цен на рынке, либо привести другие веские обоснования заявленной им стоимости работ.

Уровень цен на рынке, это вообще не аргумент, так как этот уровень формирует некая совокупность определенных прецедентов. И если не знать суть этих прецедентов, то есть как, кем, где, когда, а также в каком объеме были выполнены работы, стоимость которых принимается базовой для определения данного уровня цен, то ссылаться на него нельзя. Да и сама формулировка – «Я хочу вот столько денег просто потому, что сколько же платят всем остальным» попросту абсурдна.

К примеру, новичок сколько угодно может ссылаться на бюджеты работ, выполненных безусловными профессионалами, это никак ему не поможет. Это также продуктивно, как и ссылаться на уровень цен организаций. Он может сослаться только на уровень цен таких же новичков, выполняющих такие же работы, в таком же объеме, таким же способом, с таким же качеством и в том же регионе. А для этого сначала нужно где-то взять такую аналитику.

Поэтому зачастую «халтурщики» обосновывают все свои запросы, просто привязывая пожелания по оплате подработки к уровню своей зарплаты. Но зарплаты у всех разные. К примеру, проектировщик в «эпицентре» получает 100 000 рублей, а такой же проектировщик в регионе - только половину.

И если в «эпицентре» проектировщик с зарплатой в 100 000 рублей берется за «халтуру» с бюджетом в 200 000 рублей, осваиваемым за месяц, то это, в принципе, нормально. Больший бюджет здесь точно не будет рассматриваться всерьез, потому что:

1. По мнению заказчика проектировщик не может получать больше генерального директора.
2. По мнению заказчика штатный проектировщик обойдется дешевле.
3. По мнению заказчика такая подработка стоит максимум в два раза дороже, чем та же самая работа, выполненная на окладе.
4. По мнению заказчика «халтурящий» проектировщик просто физически не сможет освоить более 200 000 рублей в месяц, так как днём занимается своими прямыми обязанностями по месту работы.

Транспонируя сделанные нами выводы на ситуацию с «халтурщиком» из региона, мы увидим, что по этой же самой логике там, в регионе, предельная сумма вознаграждения за подработку вряд ли когда-то превысит 100 000 рублей в месяц.

В оффлайне эти два проектировщика не могут конкурировать между собой, так как находятся в разных регионах, чего нельзя сказать про онлайн. В онлайне проектировщику из региона ничего не мешает работать на Москву за те же 100 000 рублей в месяц, при этом нисколько не демпингуя. Демпинговать придется уже москвичу, так его уровень финансовых аппетитов в 2 раза выше.

Соответственно, первая и основная причина скромных бюджетов проектных работ у «удалёнщиков», это так называемая географическая дифференциация доходов и рождающийся из нее демпинг. Одни могут работать за «минималку», а другим остается только подстраиваться под первых.

Вторая причина это, как мы уже сказали ранее, соотношение зарплаты и денежного вознаграждения за подработку. Максимально возможное соотношение это, вероятно, 1 : 2. В реальности это чаще всего даже не 1 : 1, а 5 : 2 или того меньше. Мнение по поводу адекватного соотношения поступлений от этих двух источников у каждого свое, что также порождает конкуренцию, и, как следствие, всё тот же самый, до боли знакомый нам демпинг.

Есть еще и третья причина. Она прямо не вытекает из вышесказанного, но, как бы, подразумевается при этом. Что же это за причина? Возраст.

Молодежь энергична. Ее трудоспособность просто чудовищна. Плюс у большинства ещё нет ни своей квартиры, ни красивого авто, ни денег на всякие понтовые и статусные «погремушки». Им еще только предстоит всё это обрести, и что самое главное, им это нужно прямо сейчас. Всё и сразу. И побольше. Поэтому, даже демпингуя практически в минуса, они, тем не менее, способны при этом зарабатывать достойно. Но это просто потому, что они еще молоды.

Даже между 25-летним и 30-летним фрилансером разница уже очень существенная. Между 25-летним и 35-летним разница колоссальная. А между 25-летним и 45-летним фрилансером разница почти что половая.

И если спросить меня, кого я боюсь больше – асов из асов или неопытную молодежь, то я отвечу, что молодежь. Без колебаний. Просто я очень хорошо помню себя в свои 25 лет.

Следствие.

Выбор исполнителя и определение бюджета проекта, это исключительное право заказчика, и он будет всецело реализовывать это право, пока им остаётся. Мнение исполнителей может быть выслушано, но вряд ли будет принято в расчет.

Как может выглядеть такой выбор?

Вариант 1. Ценник известен со старта.

ГИП определяет срок проектирования объекта в 2 месяца. Потом он узнает, что в городе заработная плата «халтурщика» нужного ему профиля составляет 80 000 рублей в месяц. Далее делается вывод о том, что платить исполнителю еще столько же за «халтуру» сверху попросту глупо.

К тому же сильно мешает жаба, ведь у самого ГИПа зарплата 120 000, поэтому проектировщику вполне достаточно будет «сотки» за всё, при этом 100 000 это только начальная цена аукциона на понижение, и какая сумма будет по его итогу пока неясно. Вполне возможно, что все закончится на "сорокете".

Вариант 2. Ценник формируется предложениями.

Открывается «тендер» и собираются предложения. Предложения с самым низким и с самым высоким ценником сразу летят в топку, ибо такие предложения по любому неадекватны ситуации. Остальные предложения рассматриваются по существу, при этом в приоритете минимальная стоимость. А мы уже говорили, кто обычно дает такую стоимость.

Конечно, все эти случаи частные, и строить на их основе какие-то теории общего характера наверное не стоит. Но, бесспорно, все эти случаи показательны, потому что они грубыми мазками рисуют нам картину осуществления выбора заказчиком, перед которым этот выбор стоит.

А что с фрилансерами?

У фрилансеров зарплаты нет. И если заказчик в «эпицентре» будет искать себе фрилансера на тот же самый объект, где бюджет 100 000 рублей и 2 месяца срока, то это по сути означает, что он ищет себе высококлассного исполнителя с «зарплатой» 50 000 рублей в месяц в городе, где только средняя зарплата «на руки» составляет 80 000, а полная стоимость сотрудника для работодателя составляет 120 000 рублей без пары копеек.

Поэтому заказчику и не нужен исполнитель, который отработает этот проект на «полтос». Ему нужен тот исполнитель, который отработает его на все 150 000. А 150 000 рублей * 2 месяца это 300 000 бюджета.  Вот отсюда и вся разница в уровне вознаграждений фрилансера и «халтурщика». Поэтому и ценник за «халтуру» всегда ниже, чем ценник фрилансера. Потому что «халтура» это не фриланс, это всего лишь подработка.

А отсюда понятно и то, что заказчикам, на самом деле, нет абсолютно никакой нужды переплачивать «удалёнщикам» в несколько раз, если за эти деньги они могут легко нанять себе фрилансера, который будет заниматься их проектами 24/7. Именно поэтому то, что на «удаленке» стоит 300 000, на фрилансе стоит миллион.

Подводя итоги.

В своих предыдущих статьях мы уже несколько раз упоминали о том, что фрилансер «удаленщику» не конкурент. Фрилансер может драться с «удаленщиком» на 300 тысяч, но «удаленщик» с фрилансером не может драться за миллион, это не его весовая категория.

Поэтому проектировщик на «фрилансе» может зарабатывать совершенно по-разному, в зависимости от того, в каком качестве он находится и какие разделы выполняет.

Для проектировщика - фрилансера вполне достижим уровень заработка в те же самые 300 тысяч за месяц. Можно и больше, можно и меньше. Да, этот уровень заработка зависит от множества факторов, но мы сейчас не будем их все рассматривать, мы всего лишь обсуждаем возможности.

Конечно, не все фрилансеры могут получать 300 000 каждый месяц, но они всё равно зарабатывают намного больше «удаленщиков» со всеми их «халтурами», иначе они давно бы поменяли эту головную боль под названием «фриланс» более на спокойную и стабильную работу в проектной организации. Им просто нет абсолютно никакого резона в этом случае оставаться фрилансерами.

Тогда возникает вполне логичный вопрос – «А зачем же тогда заказчику переплачивать фрилансерам втрое, если можно легко отдать проект удаленщикам?».

Мы уже упоминали о том, фрилансеров в проектировании всего лишь 2-3 процента, а «халтурит» здесь примерно каждый третий. Именно поэтому на «удалёнке» такая конкуренция и соответствующий ей демпинг.

Действительно, зачем переплачивать фрилансерам, если полки «халтурщиков» выстроятся по свистку и выкатят свои предложения, цифры в которых способны вызвать улыбку у самого неулыбчивого из людей?

Это очень интересный, важный, и даже концептуальны вопрос, который мы разберем в следующей статье «Почему организации боятся фрилансеров?»