Про фрирайд в Шерегеше по-взрослому
Про фрирайд в шерегеше многие слышали, но мало кто в этом разбирается. Многие хотели бы сами попробовать этот вид отдыха, но не знают с чего начать. Спросим у профи! На вопросы отвечает Антон Лементуев – один из лидеров команды фрирайдеров Snow-Trip.
KUZUK.RU: Привет, Антон! В Шерегеш многие едут ради фрирайда и нас часто спрашивают про фрирайд-туры на Северный Мустаг, это уже в своём роде бренд. Ты один из отцов-основателей этого направления, поэтому к тебе много вопросов.
Первый — судя карте, Северный Мустаг — это «у черта на куличках», зачем так далеко ехать, неужели нет альтернатив поближе? Не так давно в тренде были «Малиновые Поля».
Привет! Далеко – значит, там никого нет! Кроме нас! Дело в том, что фрирайдеров становится все больше и больше, и по этой причине нетронутого снега вблизи подъемников все меньше и меньше. Чтобы найти нетронутый снег, за которым охотится каждый фрирайдер, приходится забираться за много километров от цивилизации. Удаленность – гарантия отсутствия следов на снегу.
Я помню времена, когда фрирайд был почти никому не нужен, и на полях, где сейчас проложены некоторые трассы «Каскада», едва насчитывалась пара следов. Лет 15 назад широкие лыжи и сноуборд подарили людям новые ощущения и, без преувеличения, новый мир. «Малиновые поля» до постройки трассы «Доллар» были уделом единиц, кто знал, как, куда и когда свернуть, чтобы не плутать по лесу в глубоком снегу. И по сей день фрирайдеры не используют в полной мере потенциал Южного Мустага и Малиновых полей, часто просто траверсируя вдоль склонов. И все-таки с каждым годом райдеры становятся смелее и все лучше ориентируются на местности.
То же самое случилось и с лесами, которые ныне доступны с «Панорамы». Раньше можно было просто уехать в сторону от единственного кресельного зеленого подъемника и с гарантией найти нетронутый снег. Ныне за пару-тройку часов эти леса раскатывают полностью.
Что нужно делать, если я приехал в Шерегеш и хочу заняться фрирайдом? Куда идти, звонить, кому нести деньги, когда я поеду катать чудесный пухляк?
Чтобы попасть на программу нужно позвонить нам или записаться через сайт, и, если будет собрана группа от 8 человек, можно будет абсолютно гарантированно покататься по нетронутому снегу и при этом не заблудиться, так как обязательно с группой катаются два гида, прекрасно ориентирующиеся на местности при абсолютно любой погоде. А чтобы участники не потерялись в лесу, открывающий гид едет и насвистывает в свисток.
Финансовый вопрос всегда важен. Сколько это стоит?
Фриарйд-программа в районе Северного Мустага стоит 5000 рублей с участника. В стоимость входит от 6 до 12 спусков общим перепадом не менее 3.5 км, что равно 7 спускам с горы Зеленая до начала пологой части, только все катание происходит по нетронутому снегу, а подъем на гору осуществляется в очень теплой и удобной пассажирской кабине, установленной на ратрак. Также в стоимость входит трансфер от Шерегеша и обратно, горячий обед на базе под склонами Северного Мустага, сопровождение гидов и лавинный датчик на время программы.
Какие-то требования к уровню подготовки есть? Нужно ли какое-то снаряжение? Имеет ли значение на чем катаюсь — лыжи, сноуборд?
Ничего такого, чтобы принципиально отличалось по уклону или по густоте леса от того, что есть сбоку от трасс Шерегеша, в районе проведения наших фрирайд-программ нет. Нужно лишь уметь уверенно поворачивать среди ёлок и в нетронутом снегу. Для этого нужно иметь базовые навыки техники катания и немного опыта, который можно обрести, катаясь рядом с трассой. Как только человек поймет, что катание среди ёлок в мягком снегу у него не вызывает трудностей, он может смело участвовать в программе и быть уверенным, что получит максимум радости от катания по пухляку.
К слову, фрирайд – это не только катание в бездонной целине! Иногда, чтобы добраться до заветного поля, нужно какое-то время проехать и по задутому снегу, по застругам. Это необходимый навык любого фрирайдера, так как любые горы часто «прячут» свои самые вкусные кусочки за участками склонов со сложным снегом. А еще район Викторьевки и прилегающих к нему хребтов уникален тем, что при определенном уровне участников можно проложить линию спуска таким образом, чтобы жаждущие прыжков с обрывов могли найти себе то, что нужно.
Снаряжение участника программ абсолютно такое же, как снаряжение райдера, катающегося по лесу вдоль подъемника. Это широкие мягкие лыжи для фрирайда, если он лыжник, а сноубордисту нужен достаточной длины и мягкости сноуборд. По этой причине сноубордисту со снаряжением несколько проще. Ну и, конечно же, шлем и маска! Баф, «балаклава» чтобы защитить лицо от веток.
Итак, наступил день Х. Расскажи, про организационные моменты, как всё происходит — за мной заедут? Как долго и на чем будем ехать?
Обычно мы назначаем заранее место сбора, например, возле магазина «Кукуруза», так как участники программ живут в разных местах: кто-то на горе, кто-то в поселке. После сбора все садятся на микроавтобус, в вездеход или же прямо в ратрак, в зависимости от места отправления, зависящее от снежных и иных условий. Главное то, что мы всегда возвращаем участников туда, откуда увезли, и им не нужно беспокоиться о трансфере до самих склонов. Доставка до места катания занимает примерно полтора часа. Перед катанием мы обязательно проводим инструктаж, так как у нас есть ряд правил, которые позволяют, несмотря на их строгость, сделать день катания максимально интересным и, одновременно, безопасным. К примеру, важно следовать за гидом и делать остановки там, где остановился гид. Гид же, в свою очередь, делает все, чтобы день прошел максимально наполненным позитивом и было совершено наибольшее количество спусков по самым интересным из доступных маршрутов.
На какое количество спусков можно рассчитывать?
Мы делаем в день от 6 до 12 спусков, тут все зависит от их протяженности и перепада высот. Эти параметры на разных склонах разнятся. Например, есть маршруты с перепадом в 250 метров, а есть в 740. Есть просто ровные спуски, а есть с хитрым рельефом. Мы считаем, что важно гнаться не за количеством спусков, а соблюсти баланс между количеством и их интересностью. Конечно, можно взять кусок склона и накатать на нем 15 спусков. Но зачем? Для этого есть трасса «Лоб».
Это очень тонкий процесс: при спуске и при подъеме на ратраке, а также накануне по ветровому прогнозу мы анализируем состояние снега на разных экспозициях склонов, кроме этого смотрим уже во время программы на общий уровень группы. Учитывая множество факторов, мы выбираем маршруты. Мы всегда ставим цель сделать день катания максимально интересным. Потому я всегда говорю, что мы продаем день катания по нетронутым склонам, а не количество спусков, которое, безусловно, тоже важно, но не только это есть цель сноукэтинга, т.е. фрирайд-программ с использованием ратрака в качестве подъемника.
Как там с лавинной обстановкой? Шерегеш вроде как славится отсутствием лавин, но за пределами трасс они бывают?
К сожалению, существует миф, что в Шерегеше лавин не бывает. Это не так. На некоторых участках как вблизи трассы, так и в районе, где у нас проводятся сноукэт-программы, лавинная опасность имеет место. Конечно, это не Кавказ, где она порой чрезвычайно высока, но мы все равно уделяем этому вопросу много внимания. И тот, кто утверждает, что на Викторьевке, или в долине Большого Таза беспокоиться о лавинах абсолютно не нужно, тот либо лжец, либо невежда. Это ружье, которое хоть и редко, но стреляет. Даже совсем небольшой лавины достаточно, чтобы убить человека, если его вовремя не спасти. Наличие же лавинного датчика и умение искать многократно увеличивают его шансы.
Одна из важнейших задач гида – оказаться в нужном месте в нужное время. И именно успешное её выполнение может создать впечатление, что опасность отсутствует полностью. Вообще гид нужен не только для того, чтобы красиво выглядеть, красиво кататься и удачно выбирать маршрут. Самая важная роль гида как раз в ситуации, когда все плохо. Именно гид — тот самый человек, который окажет помощь, который спасет и который знает, что делать, когда все идет не так. Поэтому в нашей компании гид обязательно должен быть на лыжах. Есть только три человека, кому я доверяю быть замыкающим гидом на сноуборде: это Костя «Джереми» Либосан, Алексей Самсонов и Макс Панков. Это очень жесткое правило, и оно взято не с потолка.
Как строится программа? Весь день катаем или будет перерыв на обед и что-то еще?
Перерыв обязательно нужен. Обычно мы делаем обед в час дня. Обед происходит на нашей базе прямо под склоном Северного Мустага. Делается спуск в сторону базы или рядом с базой, по возможности. Перерыв на обед в тепле гораздо важнее, чем многим кажется. Иной раз нам говорят: «А давайте перекусим на склоне и скорее продолжим!». Но на самом деле обед на базе занимает на 20 минут больше времени, чем перекус «на коленке» на склоне. При этом участники получают горячий суп, а также возможность отдохнуть, переодеться, и т.д. Далеко не все участники программы мегаспортсмены, которые могут без передышки кататься целый день. А короткий отдых в тепле помогает им восстановить силы и продолжить получать удовольствие от катания.
Говорят у вас там еще домик с баней есть?
Верно говорят! Домик с просторной кают-компанией и тремя номерами по 4 полноценных спальных места. Баня с купелью с проточной водой, куда можно окунуться, распарившись в парной. Это очень хорошо восстанавливает силы. Проверено!
Получается, можно и в многодневный тур на Северный Мустаг попасть? Бывают такие?
Конечно! К нам приезжают даже на целую неделю! Вот в марте приедет группа иностранцев. Будем знакомить их с Шерегешем, который совсем не похож на тот Шерегеш, к которому мы все привыкли.
Вообще Шерегеш развивается, индустрия фрирайда только набирает обороты. Очень радует то, что все больше становится людей, которые выбирают активный отдых. В последнее время популярным становится скитур. Сноубордисты приобретают сплитборды. Эти виды активности очень важны, так как дают возможность иначе взглянуть на нашу природу и на ее потенциал. Очень надеюсь, что туризм для Кемеровской области рано или поздно станет не менее важным чем то, что лежит в недрах под пушистыми елками и заснеженными вершинами, и я рад, что мы все вместе с вами делаем это все более реальным.