Топливо, смазочные материалы и технические жидкости
Топливо, смазочные материалы и технические жидкости
- Топливо
- Смазочные материалы
- Моторные масла
- Технические жидкости
Топливо
В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.
Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.
Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:
- меньшей стоимостью
- способностью к лучшему смесеобразованию
- полным сгоранием в цилиндрах
- отсутствием разжижения моторного масла
Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:
- иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
- давать минимальное количество нагара
- не вызывать коррозии
- обладать высокой стабильностью при хранении
Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.
Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих – исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-92”, “Премиум-95” и “Супер-98”. Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 – 83 – 85 – 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.
Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива – 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными – 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 – 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.
Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:
- обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
- обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
- обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
- не вызывать нагаро- и лакообразования
- не содержать коррозийных продуктов
Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.
Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:
- Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
- З (зимнее) – для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
- А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше
Смазочные материалы
Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.
Моторные масла
Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.
Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.
Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.
Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:
- 1 – для карбюраторных двигателей
- 2 – для дизелей
Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.
Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.
Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.
Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом – 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.
Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г – М-8Г2 и М-10Г2 .
Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.
Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.
Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.
Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:
- первая буква М (моторное)
- вторая – цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
- третья – прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам
Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.
В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей – индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая – в карбюраторных двигателях.
Примеры обозначения:
М – 8 – Вь где М – моторное масло; 8 – вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 – для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М — 61/10 — Гь где 6 – класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) – наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 – вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.
Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.
Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам – на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:
- ТМ – трансмиссионное масло
- первая цифра – группа масла
- вторая – класс кинематической вязкости
Пример обозначения: ТМ-5-123(рк), где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 – класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з – наличие загущающей присадки; рк – обладает рабочеконсервационными свойствами.
Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.
Технические жидкости
В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).
Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).
Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).
Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».
- Смазочная система двигателя
- Смазочные системы с мокрым картером
- Смазочные системы с сухим картером
Метки: Жидкости, Масло, Смазка, Топливо