В каких случаях проводятся двухэтапные тендеры и что в них особенного? | «Уральский завод дорожных машин»

В каких случаях проводятся двухэтапные тендеры и что в них особенного?

Тендеры в мире бизнеса – частое явление. Многие производители или предприниматели стремятся принять в них участие, тем самым выиграв выгодный контракт. Проводятся тендеры разными способами, один из наиболее специфических – двухэтапные торги. Такой формат встречается на практике не очень часто. Особенно если сравнивать с одноэтапными конкурсами, что регулярно отображаются на сайте B2B Global. Однако процедура вызывает интерес самим способом организации.

Подробнее о понятии

Тендер – это не что иное, как способ поиска исполнителя для выполнения проекта. Проводится он на конкурсной основе. Организатор принимает предложения от всех участников и выбирает выгодное. При этом нередко предпочтение отдаётся не наиболее низкой цене, а заявке с самыми удобными условиями по скорости выполнения или возможности обеспечить большие объёмы производства. Обычно все торги проводятся в 1 этап. То есть, оглашается тендер, собираются предложения, которые и оценивает специальная комиссия. После рассмотрения выбирается удовлетворительный вариант, а с победителем заключают контакт. Однако такой сценарий используют не всегда. На практике прибегают к 2-этапным процедурам. Проводятся они в ряде случаев:

  • Когда предусмотрены переговоры организатора с потенциальными исполнителями относительно производственных возможностей последних для выполнения условий контракта.
  • Если не составлена техническая документация с характеристиками товара или работ. Поэтому изначально исследуются актуальные предложения рынка, а уже потом формируются необходимые документы, выдвигаются требования.
  • Когда выполняется закупка спецоборудования, которое постоянно модернизируется и морально устаревает, но компания-заказчик не успевает отследить тенденции.
  • Закупается сложная продукция или услуги, рабочие процессы.

Основное отличие таких мероприятий заключается в том, что после просмотра заявок не выбирается одна определённая. Наоборот, отдают предпочтение нескольким от разных участников. И уже на втором этапе тендерная комиссия выбирает победителя. Происходит это по определённому порядку. Уточнить, какие проекты актуальные на сегодняшний день, можно через поиск тендеров на платформе B2B Global. Их легко отфильтровать как для определённого региона, так и изучить тенденцию по стране в целом.

Специфика процедуры

Определяются с форматом ещё до подачи заявки на проведение. В ходе процедуры нельзя менять принцип торгов. Специфика мероприятия заключается в том, что при подаче заявок на первом этапе участники не называют стоимость. То есть, организатор лишь получает возможность оценить количество заинтересованных лиц, их активы. Путём сравнения отбираются несколько наиболее подходящих предложений. Те из них, что не отвечают ожиданиям, отклоняются. Так, при переходе от 1 этапа к другому организатор имеет право подкорректировать документацию, требования, детальнее представить характеристики объекта и пр. Поставщики изучают обновлённые бумаги и вновь делают предложения с учётом добавленной информации от организатора. В повторных заявках оглашают стоимость. Тендерная комиссия сравнивает, оценивает выгоду от сотрудничества с каждым исполнителем и выбирает победителя, с ним заключается контракт.

Интересно, что порой 2-этапные тендеры путают с торгами, что проводятся по принципу предварительного отбора поставщиков, полагая, что так проходит первая стадия. Однако, это неверное мнение. По сути, мероприятия с отбором представляют собой разновидность одноэтапных торгов. Второй стадии для них не предвидится.

Порядок проведения

Начинается процедура 2-этапного тендера с того, что привлекаются заявки от участников конкурса. Те из них, что заинтересованы в тендере, запрашивают от организатора пакет конкурсных документов для ознакомления с предметом аукциона.

Далее поставщики подготавливают свои предложения, отправляют заказчику. Последний при этом должен ответить на сопутствующие вопросы, а потенциальные исполнители обязательно корректируют заявки с учётом новой информации. Предложения организатор регистрирует под расписку об их получении. При необходимости проводятся переговоры, редактируют бумаги и требования. Теперь поставщики могут окончательно решить, подать заявку или отказаться. После повторного принятия предложений организатор вновь выдаёт расписку и приступает к рассмотрению конвертов с документами от потенциальных исполнителей. Отбирается победитель, с ним заключается контракт. После его подписания заказчик обязательно извещает других претендентов, что исполнитель найден.